Меню сайта
Категории каталога
Статьи [6]
Публикации на различные темы
Когнитивно-бихевиоральная терапия [25]
Когнитивно-бихевиоральная терапия. Справочные материалы, публикации и руководства в русле поведенческого подхода.
Мини-чат
Наш опрос
Что такое ферроэквинология?
Всего ответов: 120
Главная » Статьи » Психология » Когнитивно-бихевиоральная терапия

REBT - Рационально-эмоциональная поведенческая психотерапия

Что такое РЭПТ?

Рациональность как образ жизни.

Ромек Е.А., Филатов Ф.Р.

Меня ненавидели практически все психологи и психиатры. Они считали меня поверхностным и тупоголовым. И все потому, что я заявил, что терапия не обязательно должна продолжаться годы…

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия была создана Альбертом Эллисом в 1955 г . Правда, в то время она называлась просто рациональной терапией. Позже Эллис изменил название на «рационально-эмоциональную терапию», а в 1994 г . - внес последнее уточнение, добавив определение «поведенческая». В итоге название дословно выразило основную идею РЭПТ: корректировка догматических – «иррациональных» - убеждений человека приводит к изменению не только его болезненных эмоций, но и всей системы (невротического) поведения. «Невроз – это глупое поведение неглупого человека» - гласит парадоксальный афоризм мэтра. Для того, чтобы изменить такое поведение, терапевтических средств, на которые обычно делают ставку - эмпатии, поддержки, принятия, - по меньшей мере, не достаточно. Любовь лечит не всегда и не всегда лечит… «Беда большинства терапий, - замечает в связи с этим Эллис, – в том, что они помогают Вам чувствовать себя лучше. Однако дела Ваши при этом лучше не идут». Для того, чтобы преодолеть невроз, и предотвратить его возобновление необходимо научить человека думать по-другому - рационально, гибко, реалистично, а также применять новый стиль мышления в повседневной жизни. В этом и заключается терапевтическая стратегия РЭПТ.

В наши дни рационально-эмоционально поведенческая терапия является одним из самых востребованных направлений психотерапии. Согласно проведенному в 1982 США и Канаде опросу профессиональных психологов Альберт Эллис принадлежит к числу наиболее влиятельных психотерапевтов в истории человечества (первое место в рейтинге занимает К. Роджерс). Популярность РЭПТ обусловлена ее высокой эффективностью, сравнительной краткосрочностью (в среднем продолжительность не превышает 16 сессий), апелляцией к ресурсам человеческого разума и, конечно же, - широтой применения. Относительно терапевтических ограничений своего метода Эллис – мастер афоризма – высказался следующим образом: «Рационализм хорош отнюдь не для ВСЕХ целей, но только для СПЕЦИФИЧЕСКИХ целей. Если, например, Вы хотите быть отчаянно несчастным, я настоятельно рекомендую Вам не пытаться быть рациональным».

Житие Св. Альберта.

А. Эллис.
А. Эллис родился в 1913 г . в Питсбурге в семье не слишком удачливого бизнесмена. Отец редко бывал дома. Мать страдала биполярным расстройством, была всецело поглощена собой, и, по свидетельству Эллиса, чаще всего вела себя как «шумная балаболка, никогда не слушающая других». Троим детям, из которых Альберт был старшим, пришлось научиться обходиться без родительского тепла и заботы.

В раннем детстве Эллис часто болел. Он страдал серьезным заболеванием почек, по поводу которого его неоднократно госпитализировали. Однажды в семилетнем возрасте он провел в больнице целый год. Родители не баловали его вниманием и практически не навещали. Он отнесся к этому с недетской мудростью. По собственному признанию Эллиса, в тот год он развил в себе способность относиться к своей заброшенности со стоическим равнодушием.

В старших классах школы Эллис увлекся сочинительством и решил стать Знаменитым Романистом. Он мечтал приобрести профессию, которая позволила бы ему разбогатеть к 30 годам, оставить бизнес и всецело посвятить себя писательскому ремеслу. Однако Великая депрессия внесла коррективы в его планы – ему пришлось помогать семье зарабатывать на жизнь. Тем не менее, в 1934 г . он закончил экономический факультет Университета Нью-Йорка и основал с братом свое первое предприятие. В 1938-м он стал менеджером по персоналу в процветающей фирме.

Эллис преуспел, но предпринимательская деятельность интересовала его разве что, как источник средств к существованию. Все свое свободное время он посвящал сочинительству, и к концу 30-х в его письменном столе накопилось несколько десятков рассказов, которые он, однако не мог опубликовать… Один из сборников назывался «Случай сексуальной свободы». С детства Эллис был болезненным, нескладным, очень высоким юношей, убежденным, что его наружность абсолютно непривлекательна, и ни одна девушка по доброй воле не обратит на него внимание. Он решил во что бы то ни стало справиться с собственной застенчивостью, и, поскольку на помощь окружающих рассчитывать не привык, проявил максимум изобретательности и придумал знаменитый «тест на реальность». Он дал самому себе задание в воскресенье в Центральном парке Нью - Йорка приглашать на свидание девушек до тех пор, пока какая-нибудь из них не согласится с ним встретиться. Каково же было удивление Альберта, когда уже через полчаса он получил согласие очаровательной юной особы выпить с ним чашечку кофе. С болезненной робостью было покончено . Эллис начал давать советы друзьям и превратился своего рода консультанта по сексуальным проблемам. На общественных началах, разумеется.

Вскоре он понял, что хобби нравится ему гораздо больше, чем профессия кадровика. В 1942 г . Эллис подал документы в магистратуру педагогического колледжа Колумбийского университета на отделение клинической психологии. Его не хотели принимать: разве может получиться психолог из менеджера по персоналу?! Он настоял, и через год получил лучшие экзаменационные оценки за всю историю колледжа. Между прочим, несколькими годами раннее отделение клинической психологии закончил К. Роджерс.

В 1947 г . Эллис получил в Колумбийском университете степень доктора психологии. Его Великая Американская Мечта изменилась – теперь он хотел стать «Выдающимся Психоаналитиком Наших Дней». Он поступил в психоаналитический институт К. Хорни, прошел полный обучающий анализ и начал профессиональную деятельность в качестве старшего психолога Клиники ментальной гигиены Нью Джерси . Несколько лет Эллис практиковал в качестве психоаналитика.

В начале 50-х психоанализ переживал серьезные трудности: оппоненты высказывали сомнения в его эффективности, клиентов смущала долгосрочность психоаналитической терапии. Эллиса, как и многих его коллег, удручало то обстоятельство, что большинство клиентов прерывает анализ в течение первого же года. Пытаясь понять, почему это происходит, он пришел к выводу, что чаще всего клиенты отказываются от помощи психоаналитиков просто потому, что психоанализ не решает проблем, из-за которых они обратились к терапевту. Анализ идет своим чередом, а проблемы продолжают осложнять их жизнь. Эллис начал экспериментировать, изобретая более активные, директивные методы и приемы работы, которые позволили бы ускорить терапевтический процесс и, главное, помогали бы клиентам решать их насущные жизненные проблемы. Так родилась РЭПТ, о чем Эллис и возвестил миру в 1955 г . В 1957 г . он опубликовал свою первую книгу «Как жить с невротиком?», а через два года основал Институт Рациональной жизни, в котором обучал принципам своей терапии. Его первая по-настоящему успешная книга вышла в 1960 г . и называлась «Искусство и наука любви», с тех пор Эллис опубликовал 54 книги и более 600 статей, переведенных на многие языки.

В наши дни 94-летний Эллис остается почетным президентом основанного им Института Альберта Эллиса в Нью-Йорке. Мне (Елене Ромек) посчастливилось учиться в этом институте, расположенном в одном из самых престижных кварталов Нью-Йорка – на 65-й улице между Медисон и Лейсингтон Авеню. В пятиэтажный особняк, служивший некогда резиденцией президента Гарри Трумэна, приезжают учиться психологи и психиатры со всего мира. Вокруг старинного дубового стола, накрытого для очередного кофе-брейка, собираются психоаналитики и бихевиористы, правоверные иудеи и мусульмане, католики и православные (при том, что сам Эллис является сознательным атеистом). С многочисленных портретов, развешенных в столовой, на них смотрит Эл Эллис, человек, имевший все основания заявить: «Я являюсь одним из немногих людей в Соединенных Штатах, а может быть и во всем мире, которым не довелось испытывать серьезных несчастий в течение последних двадцати пяти лет».

Рецепт счастья от Альберта Эллиса

А. Эллис.

Главную идею РЭПТ задолго до А.Эллиса сформулировал Эпиктет – римский стоик, живший в 1 в., - «Людей расстраивают не события, а то, как они их воспринимают». Поведение и чувства человека ни коим образом не определяются внешними событиями (стимулами среды) непосредственно. В отличие от других живых существ человек – животное говорящее. А это значит, что все его поведенческие реакции опосредствованы искусственными стимулами, или речью. Говоря проще, наше поведение и чувства регулируются словесными инструкциями . Вначале такие инструкции мы получаем от других людей – родителей, воспитателей, учителей: «Ты не должен есть руками! Это – отвратительно!» , «Учись хорошо! Если ты будешь учиться плохо, то ни за что не добьешься успеха в жизни!», «Не трусь! Настоящий мужчина ничего не боится!» и т.п. Позже словесные инструкции интериоризуются и принимают вид внутреннего монолога или диалога с самим собой. В конце концов, они «сворачиваются» во внутренней речи и перестают осознаваться, превращаются в «истины в последней инстанции». «Люди должны есть аккуратно», «Я должна добиваться успеха во всех делах», «Если кто-то назовет меня трусом, я этого не вынесу!» . Таким образом, предложения, которые человек говорит сам себе, становятся его убеждениями и в этом качестве определяют его эмоции.

«Я должна добиваться успеха во всех делах» . Представим, что убежденная в этом женщина выступает с речью перед большой аудиторией. Недавно ее назначили директором школы, в которой она раньше работала завучем. Перед началом собрания коллектива она снова и снова просматривает свою речь, говоря себе при этом: «От моего сегодняшнего выступления зависит, как ко мне будут относиться коллеги. Если я провалюсь, меня никто не будет воспринимать как директора». Во время выступления она замечает, что некоторые ее сослуживцы о чем-то перешептываются друг с другом. В ее голове проносятся мысли: «Они не видят во мне директора», «Мне не удалось убедить их, что я смогу руководить школой». Кто-то в зале улыбается. «Мои идеи кажутся ей глупыми». Другая учительница, ее подруга, зевает. «Даже ей скучно!» - думает новоиспеченная директриса. Через пять минут какая-то учительница встает и направляется к выходу. «Это – провал! » - думает ораторша. - «Они не воспринимают меня всерьез!». В результате она чувствует себя подавленной, испытывает стыд и тревожность.

Что вызвало эти чувства? Поведение коллег во время ее выступления? Конечно, нет. Ее собственные мысли . Причем любой человек на ее месте испытывал бы те же негативные эмоции, если бы думал так же, как она.

А что должна была бы говорить себе директриса, чтобы в описанной ситуации, чувствовать наряду с некоторой обеспокоенностью душевный подъем? Прежде всего, ей нужно было бы скорректировать свое центральное убеждение, примерно таким образом: «Я хотела бы добиваться успеха во всех делах, но это вовсе не значит, что так должно быть» . Руководствуясь этой недогматической установкой, перед началом собрания она сказала бы себе: «Я постараюсь убедить коллег в том, что смогу стать хорошим директором. Но даже, если по какому-то стечению обстоятельств, у меня не получится, это будет только неудачей, досадной неудачей, которая ни в коей мере не будет означать, что из меня не выйдет хорошего директора».

Заметив, что во время ее выступления коллеги о чем-то перешептываются друг с другом, она подумала бы: «Обмениваются мнениями – моя программа явно заинтересовала их!»

Кто-то в зале улыбается. «Кажется, удалось установить контакт с аудиторией. Ура!». Д ругая учительница, ее подруга, зевает. «Бедняжка так волновалась за меня, что, наверняка, плохо спала сегодня ночью». Через пять минут какая-то учительница встает и направляется к выходу. «В туалет, наверное... Пора заканчивать, чтобы не испортить впечатление. Я ведь уже сказала все, что хотела».

Ситуация осталась прежней. Однако изменение внутренней речи директрисы, обусловило бы изменение ее чувств: тревожность уступила бы место обеспокоенности, подавленность и стыд - душевному подъему.

Таким образом, не события сами по себе, а то, как мы их воспринимаем, интерпретируем или комментируем, вызывает в нас те или иные чувства.

Из того, что чувства и поведение человека прямо связаны с его самовербализацией (что, кстати говоря, доказано Л.С. Выготским и его сотрудниками), вытекает важный вывод относительно природы эмоциональных расстройств. Источником этих расстройств является нелогичное, нереалистичное, негибкое и незрелое мышление.

«Мышление невротиков, - писал Эллис, - часто бывает магическим, догматическим и нереалистическим. Они не просто хотят, желают, предпочитают. Они требуют. Они не просто хотят успеха, удовольствий или любви. Они воображают себя богоподобными существами – благородными, совершенными, заслуживающими счастья и уважения по праву рождения». |1| И вследствие этой установки с упорством, достойным лучшего применения, они отказываются от усилий по изменению не устраивающей их действительности. Еще меньше готовы они смириться и принять обстоятельства, которые нельзя изменить. Вместо этого они выставляют требования. Жизнь, окружающие люди и они сами должны быть такими, какими они хотят их видеть.
«Жизнь должна быть справедливой».
«Ученики должны любить мой предмет, как люблю его я».
«Директор должен ценить меня по достоинству».
«В моей жизни не должно быть горя и разочарований».
«Дети должны заботиться о своих родителях».
«Я должна добиваться успеха во всех делах» и т.д. и т.п.

Что происходит в результате не трудно представить. Большую часть своей жизни люди, придерживающиеся подобных убеждений, проводят, хныча, плача, жалуясь, злясь и отчаиваясь в связи с тем, что их требования не выполняются. Они чувствуют вину, тревожность, стыд, унижение, беспомощность и бессилие, а порой презирают себя. Обычно требовательность сопровождается низкой терпимостью к фрустрации, т.е. нетерпимостью к дискомфорту, жизненным трудностям и слабостям окружающих людей. Приверженные ей люди убеждены, что другие должны быть добрыми, порядочными, любящими и справедливыми, а жизнь не должна причинять горя, страданий и разочарований. Поэтому они быстро переходят от функциональных негативных чувств, таких как печаль, сожаление, обеспокоенность, к болезненным чувствам страдания, жалости к себе, гнева и депрессии.

«Многие люди ведут себя как дети всю свою жизнь», - говорил А.Эллис.

Они воспринимают свои желания как витальные потребности, убеждены, что должны добиваться успеха во всех начинаниях, что окружающие должны относиться к ним справедливо, а их жизненные условия должны быть комфортными и приятными. И когда их догматические требования не выполняются – а это происходит сплошь и рядом – они чувствуют себя несчастными.

Главная цель РЭПТ заключается в выявлении и корректировке иррациональных («магических») убеждений. РЭПТ помогает сделать их осмысленными, соответствующими реальности, жизненным целям человека, интересам его личности. А изменение центральных убеждений влечет за собой изменение и эмоций, и поведения.

Первая задача РЭПТ-терапевта - показать клиенту, что его болезненные чувства - страх, депрессия, вина и т.д., обусловлены не несчастьями, которые уже произошли или, могут, по его мнению, произойти, а тем, как он их воспринимает. Когда, мы расстраиваемся, огорчаемся, т.е. испытываем негативные эмоции, то в одних случаях придерживаемся рациональных убеждений, а в других (также) – иррациональных . Рациональные убеждения соответствуют реальности, логичны, недогматичны, обусловливают функциональные эмоции и конструктивное поведение. Иррациональные убеждения, напротив, не соответствуют реальности, нелогичны, догматичны, ведут к дисфункциональным эмоциям и неконструктивному поведению.

Например, мужчина, которого Вы любите, не отвечает Вам взаимностью, Вы говорите себе: «Мне не повезло: Х не любит меня. Жаль. Хотела бы я, чтобы было иначе. То, что случилось плохо, очень плохо. Мне будет трудно пережить это, но я смогу это сделать. И еще буду счастлива, хотя первое время способность испытывать счастье и будет снижена». В результате Вы чувствуете печаль, разочарование, обеспокоенность. Эти чувства неприятны, однако они функциональны, потому что (1) адекватны ситуации, и (2) не препятствуют ни Вашему личностному развитию, ни достижению Вашей цели, (достичь счастья в любви).

Однако, что, если Вы придерживаетесь иррационального убеждения ? Например, такого: «Ужасно, что меня отвергли! Я не вынесу этого! Я должна была вести себя иначе, тогда бы он меня полюбил. И поскольку я не вела себя так, как должна была, мужчины всегда будут отвергать меня, я никогда больше не буду счастлива!». Пока Вы говорите себе это, Вы по доброй воле ввергаете себя в состояние подавленности и тревоги, чувствуете себя ничтожеством. Причем, будучи крайне болезненными, эти чувства не способствуют ни достижению Вашей цели (обрести счастье в любви), ни Вашему личностному развитию. Они стимулируют Вас разве что к самобичеванию и самоуничижению…

Обобщив свой многолетний терапевтический опыт, А. Эллис выделил четыре вида типичных иррациональных убеждений наших современников. Ниже они приведены вместе с их рациональной альтернативой.

Иррациональные убеждения

Рациональные убеждения

Требования

Х должно (или не должно) случаться, происходить, существовать.

Предпочтения

Я бы хотела, чтобы Х произошло (не произошло), но это вовсе не значит, что так должно быть.

Катастрофизирующие прогнозы.

Если Х произойдет, это будет ужасно.

Анти-катастрофизирующие убеждения.
Если Х случится, это будет плохо, очень плохо, но это не конец света.

Убеждения, связанные с низкой терпимостью к фрустрации.

Если Х произойдет, Я этого не вынесу.

Убеждения, связанные с высокой терпимостью к фрустрации.

Если Х случится, это будет трудно вынести (пережить), но я смогу это сделать и еще буду счастлива.

Обесценивающие убеждения.

Если Х произойдет (или не произойдет), это значит, что я – никчемное существо.

Убеждения, связанные с принятием

Если Х случится, то это ни в коей мере не будет значить, что я - никчемное существо. Я – просто человек, а людям свойственно ошибаться.

Самым важным методом РЭПТ, помогающим отбросить иррациональные убеждения и избавиться от дисфункциональных чувств, является метод сократического диалога, или диспутирования. Правда, коллеги Эллиса предпочитают ссылаться не на легендарного Сократа, а на более приземленный образ лейтенанта Коломбо – теледетектива, который, задавая «наивные» вопросы, вынуждал собеседников признавать ложность своих показаний.

В нашем примере «Коломбо» мог бы задать следующие вопросы:

«Почему быть отвергнутой ужасно (т.е. плохо на 100%)?»

«На чем основывается Ваше убеждение, что Вы не вынесете равнодушия Х»?

«Вы можете доказать, что если бы вы вели себя иначе, то Х полюбил бы Вас?»

«Предоположим, я не утверждаю, что так и будет, просто допустим, что Вы никогда не будете вести себя как настоящая женщина, и мужчины всегда будут отвергать Вас. Как из этого следует, что Вы никогда больше не будете счастливы?»

Успешное диспутирования обычно приводит к формированию нового эффективного мировоззрения.

Что-вроде: «В мире нет ничего ужасного, катастрофического, невыносимого, включая отказ любимого мужчины, Есть лишь неприятности и фрустрации, которые никогда не будут доставлять мне удовольствия, но с которыми я наверняка справлюсь. Для меня не существует никаких абсолютных «Должен», «должна», «должны», но только «Я бы хотела». Поэтому я буду делать все, что в моих силах для того, чтобы какой-нибудь симпатичный мне мужчина ответил мне взаимностью. Но даже, если по какому-то невероятному стечению обстоятельств, этого не произойдет, это все равно будет только неприятностью, большой неприятностью, но не концом света! Не получится, так не получится!»

В Институте Альберта Эллиса любят рассказывать историю рождения идеи РЭПТ. В начале 50-х гг. Эллис – тогда психоаналитик – в который раз выслушивал жалобы своей клиентки на то, что ее неудачи в личной жизни обусловлены насилием, которому она подвергалась в детстве со стороны отца. Потеряв терпение, Эллис воскликнул: «Не Ваш отец, а Ваше собственное убеждение в том, что трагическое событие из Вашего детства обрекает Вас на одиночество, делает Вас несчастной!» Клиентка замолчала. И через пару минут озадаченно произнесла: «Вы хотите сказать, что не мой отец, а я сама несу ответственность за то, что мне так плохо?!.. Так вот, в чем дело!» Эллис называл такие инсайты «элегантными решениями».

Большинство иррациональных убеждений были внушены нам в детстве родителями и воспитателями. Этим объясняется их устойчивость: они успели пустить корни, стать частью нашей личности еще до того, как мы научились критически мыслить, проверять те или иные идеи на истинность и познакомились с более рациональными формами мышления.

Другим источником «магических» убеждений являются стереотипы общественного сознания, черпаемые нами ежедневно из средств массовой коммуникации, повседневного общения и т.п. Таким образом, некритически усвоенные в детстве иррациональные убеждения постоянно подкрепляются во взрослой жизни человека. Имея в виду это обстоятельство, реально ли изменить их? Безусловно. Но для этого недостаточно терапевтической стратегии психоанализа, полагал Эллис. Психоанализ нацелен на реконструкцию и доведение до сознания клиента генезиса его иррациональных убеждений. Однако знание о том, почему человек когда-то начал вести себя и думать нелогично, не дает ни представления о том, почему он продолжает это делать, ни тем более знания о том, что ему нужно предпринять, чтобы скорректировать свое мышление и поведение. Чтобы изменить иррациональные убеждения, необходимо:

а) привлечь к ним внимание или вывести их на сознательный уровень;

б) показать, что именно они вынуждают нас чувствовать себя несчастными;

в) выявить с помощью диспутирования нелогичность, ложность иррациональных убеждений, их несоответствие нашим жизненным целям;

г) научиться думать по-другому и по-другому формулировать наши желания, предпочтения и ожидания;

д) закрепить новые рациональные убеждения и научиться придерживаться их в повседневной жизни.

Ellis A. My philosophy of psychotherapy // Journal of Contemporary Psychotherapy. 1973. V.6. № 1. P.13 .




Источник: http://www.rebt.ru/wasist01.htm
Категория: Когнитивно-бихевиоральная терапия | Добавил: Silver (07.02.2009)
Просмотров: 4121 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz