Практическое применение теории оперантного научения
Практическое применение теории оперантного научения
Теория и выводы Скиннера получили практическое применение в педагогике, бизнесе и медицине. Наиболее известным в России практическим применением законов оперантного обусловливания можно считать программированное обучение. Суть этого способа обучения сводится к применению принципов последовательного приближения и подкрепления к процессу обучения. Именно учитель, автор программы, а не ученик, становится ответственным за успех обучения.
Материал учебника был составляется таким образом, что предусматривает возможность разным образом, переходя на разные страницы или пункты программы и затрачивая различное время, все же придти к конечному результату.
Подготовленные ученики, способные учиться быстро - быстро осваивают материал, те же, кому требуется значительное время и подробные объяснения, получают и то и другое, причем вне зависимости от скорости обучения - каждый получает немедленное подкрепление, подтверждение своего успеха (или помощь в виде новых материалов и текстов).
Не останавливаясь подробно на содержании программированного обучения (см. Талызина, 1969, 1975), отметим лишь некоторые принципы, общие для него и поведенческой психотерапии:
1. Скорость обучения и план "последовательного приближения" к целевому поведению строго индивидуальны для каждого человека.
2. Именно терапевт, который ставит задачи и планирует режим подкрепления, в конечном счете отвечает за успех терапии.
3. Терапевтические (учебные) мероприятия планируются так, что более сложные задачи ставятся после того, как выполнение предшествующего задания привело к очевидному успеху.
4. Программа постоянно пересматривается и корректируется в зависимости от успехов клиента.
В сфере менеджмента идеи Скиннера нашли выражение в планировании и последовательном осуществлении в организациях "среды моментального подкрепления" ценных для организации действий (см. Питерс и Уотермен, 1986).
В рекламной практике широко используют принцип небольших подарков и накопленных бонусов.
Правоохранительные органы все чаще штрафы заменяют либо системой подкреплений, либо предоставляют провинившемуся на выбор возможность заплатить штраф или принять участие в тренинге, который его научит альтернативным формам поведения. Но наиболее радикальные изменения идеи Скиннера произвели в психотерапии, заложив основу совершенно новой ее ветви - терапии и модификации поведения.