С точки зрения мультимодальной терапии поведения, планирование и проведение психотерапии заключается в анализе семи основных переменных, из которых складывается вся полнота жизни человека. Также, как из трех основных цветов складывается вся цветовая гамма, все богатство психической жизни (чувства, достижения, проблемы, мечты и фантазии) складываются из сочетания этих базовых переменных.
Вот эти переменные:
* Поведение (B - behavior) - внешние действия, поведение, жесты и поступки человека, которые можно наблюдать и регистрировать. * Аффект (A - affect) - состоит из эмоций, чувств и настроений. * Ощущения, восприятие (S - sensation) - включает все модальности ощущений (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, тактильная и проприо-чувствительность), в результате которых складываются образы. * Воображение и представления (I - imagery) - повторяющиеся сны, мечты, воспоминания, включая представления о самом себе, которые могут быть как приятными, так и неприятными. * Когниции, мысли (C - cognition) - идеи, ценности, мнения и установки относительно самого себя и других людей. * Социальные связи, отношения (I - interpersonal relationships): отношение человека к другим людям, межличностные связи с друзьями, знакомыми, родственниками, начальством, властями и т.д. * Физиологические переменные (D - drugs and biological factors): биологический статус клиента, включая медицинские препараты, которые он принимает, пищевые привычки, возможно, зависимости.
Конечно, центр тяжести и основные трудности могут преимущественно концентрироваться в одной из названных областей. Но это не мешает, подробно проанализировав ключевые затруднения, перейти к анализу остальных компонентов (модальностей), так или иначе связанных с центральной для данного клиента. Это позволит выстроить наиболее эффективный план мультимодальной терапии, затрагивающей все основные переменные регуляции поведения и значительно более полно представить себе проблемы пациентов.
Пример: 32-летняя пациентка жалуется на аффективные нарушения - постоянное беспокойство и тревожность. В этой связи ей задают серию вопросов, касающихся других модальностей: "Когда вы начинаете беспокоиться, что вы в этот момент делаете? Как выглядит ваше типичное поведение в этой ситуации? Какие еще эмоции или чувства у вас возникают в этот момент? Какие мысли вам приходят в голову, когда вы тревожитесь? Какие образы приходят вам в голову? Что вы говорите сами себе, когда страх нестерпим? Кто из близких вам людей в этот момент вам помогает? Принимаете ли вы для успокоения какие-либо медикаменты?"
В ходе такого анализа нужно иметь в виду, что в критические моменты разные модальности актуализируются в разной последовательности у разных клиентов. Например, неприятные ощущения в организме у одного сначала вызывают тревогу, затем он думает, что заболел и что это ужасно, представляет себе долгие месяцы в больнице в отрыве от близких людей, после чего принимает алкоголь. Неприятные ощущения проходят, что подкрепляет уже формирующуюся зависимость.
Другому же близкие друзья часто рассказывают о своих болезнях, эти рассказы вызывают у него определенные образы, которые он применяет к своему организму. Некоторые ощущения, которые возникают при этом, убеждают его в том, что он сам болен.
Анализ последовательности, в которой взаимодействуют различные модальности, также может многое дать для понимания сути нарушений и составления эффективного плана терапии.