Шестиосные грузовые тепловозы М62 стали первыми магистральными
тепловозами, поставляемыми Советским Союзом, на экспорт. Первый заказ
на эти тепловозы Ворошиловградский тепловозостроительный завод получил
от Венгерской Народной Республики. Чтобы испытать и проверить в
условиях эксплуатации новый локомотив, завод в 1964 г. построил два
опытных тепловоза М62 для колеи 1520 мм, которые поступили на железные
дороги нашей страны. После получения положительных результатов
испытаний и эксплуатации завод в 1965 г. начал поставлять венгерским
железным дорогам тепловоз М62.
Обозначение серии М62 дано по требованию заказчика; в
дальнейшем при поступлении этих локомотивов на железные дороги
Советского Союза обозначение серии было сохранено. В технической
документации тепловозы, изготовляемые для отечественных железных дорог,
получили обозначение серии М62С, но на самих локомотивах буква С не
ставилась. Кроме ВНР, тепловозы М62 в различных исполнениях
поставлялись Ворошиловградским тепловозостроительным заводом в ПНР
(серия ST44), ГДР (V120), ЧССР (Т679.1), КНДР(К62), на Кубу (М62К) и в
Монголию.
По данным И.Г. Иоффе для этого тепловоза была приготовлена серия ТЭ112, но это название так и не прижилось.
На железные дороги Советского Союза тепловозы М62
начали поступать в 1970 г. (с № 1003); последние локомотивы этой серии
еще поступали в 1976 г. Тепловозы М62 выполнены по габариту 02-ВМ с
шириной кузова 2950 мм.
Кузов тепловоза с несущей рамой опирается на две
трехосные тележки. выполненных по типу тележек тепловозов ТЭ3. Буксы
челюстные с цилиндрическими роликовыми подшипниками; диаметр колес 1050
мм, передаточное число редуктора 15:68=1:4,53. На тепловозах установлен
двенадцатицилиндровый, двухтактный, V-образный (с углом развала 450),
с двухступенчатым наддувом и промежуточным охлаждением дизель 14Д-40
(12ДН 23/30) Коломенского тепловозостроительного завода. Диаметр
цилиндров у дизеля 230 мм, ход поршня с главным шатуном 300 мм с
прицепным - 304,3 мм. При номинальной скорости вращения вала 750 об/мин
мощность дизеля - 2 000 л. с. Дизель имеет прямоточную клапанно-щелевую
продувку. Вес «сухого» дизеля без рамы - 10000 кг, пуск от
аккумуляторной батареи.
На тепловозах установлен главный генератор, тяговые
электродвигатели, возбудитель, вспомогательный генератор, однокорпусный
двухмашинный агрегат (синхронный генератор и тахогенератор),
изготовленные Харьковским заводом «Электротяжмаш».
Главный генератор ГП-312 постоянного тока с
независимым возбуждением и принудительной вентиляцией впервые построен
в 1964 г.; он имеет номинальную мощность 1270 кВт, напряжние 353/570 в,
ток 3570/2220 а, скорость вращения 750 об/мин и вес 7400 кг. Тяговые
электродвигатели ЭД-107 при работе с этим генератором имеют номинальную
мощность 193 кВт (при напряжении 353/570 в и токе 600/370 а).
Предусмотрено две ступени ослабления возбуждения
порядка 60 и 37%. Контроллер машиниста имеет реверсивную рукоятку с
положениями «вперед», «0» и «назад» и главную - с положениями «0» и
1-15 (рабочие).
Возбудитель В-60 вместе со вспомогательным
генератором ВГТ-275/120 объединены в одном агрегате - двухмашинный
агрегат А-706. Мощность возбудителя - 16,5 кВт, напряжение- 150 в,
скорость вращения якорей 1800 об/мин, вес агрегата 660 кг.
Синхронный возбудитель ГС-500 и тахогенератор ТГ-83/35 такие же, как на
тепловозе 2ТЭ40 и также смонтированы в одном агрегате А-705А.
Приводятся они механическим приводом от дизеля, скорость вращения вала
агрегата - 4000 об/мин.
На тепловозе установлена кислотная аккумуляторная батарея типа 32ТН-450 емкостью 450 ач и номинальным напряжением 64 в.
Для привода топливного насоса, вентилятора кузова,
маслопрокачивающего насоса и калориферов применены типовые
электродвигатели постоянного тока напряжением 75 В соответственно П21М,
П11М, П41 и П11М.
Холодильники охлаждаются двумя осевыми вентиляторами,
имеющими механический привод с гидромуфтой переменного наполнения.
Регулирование температуры охлаждающей жидкости - автоматическое.
Центробежные вентиляторы тяговых электродвигателей и компрессор КТ7 имеют также механический привод от дизеля.
Тепловоз оборудован ручными (на две оси) и
пневматическими (на шесть осей) тормозами с двусторонним нажатием
колодок на колеса. Для управления тормозами установлены краны машиниста
усл. №222 и воздухораспределители усл. №270-002.
Служебный вес тепловоза - 116 т, запас топлива - 3 500 кг, масла - 760 кг, воды - 1000 кг и песка - 600 кг.
При длительном режиме тепловоз развивает силу тяги 20000 кГ и скорость 40 км/ч. Конструктивная скорость тепловоза - 100 км/ч.
Опытные тепловозы М62 поступили для эксплуатации в депо Георгиу-Деж (Лиски).
В процессе выпуска тепловозов М62 в них вносились отдельные
конструктивные изменения. Так, с 1971 г. вместо синхронного
подвозбудителя ГС-500 на тепловозы ставились синхронные подвозбудители
ВС-652, имеющие такие же основные параметры, как и подвозбудители
ГС-500.
Тяговые электродвигатели ЭД-107А имеют номинальную мощность 193 кВт
(при напряжении 355/570 В и токе 595/372 А); вес электродвигателя 3100
кгс.
С 1973 г. на тепловозе устанавливаются тяговые электродвигатели
ЭД-118А, имеющие для данного локомотива номинальную (продолжительную)
мощность 192 кВт (при напряжении 356/570 В и токе 595/372 А); частота
вращения якоря при продолжительном режиме 474 об/мин, максимальная -
2290 об/мин; масса электродвигателя 3100 кг. Предусмотрены две ступени
ослабления возбуждения -60 и 37%.
С 1976 г. передаточное число редуктора 75:17=4,412, модуль зубчатых колес 10.
Источник: http://www.5futov.ru/catalog/teplovozy/m-62/ |